Листаю я на
днях в книжном магазине очередной бестселлер с интригующим названием и
обнаруживаю, что речь идет о манипуляциях и о том, как им противостоять.
Причем, проблеме противостояния явно отдается
предпочтение. Собственно, и само влияние/манипуляция рассматривается с точки зрения его
распознавания и действенного ему отпора.
Я заметила,
что в последнее время гораздо чаще
натыкаюсь на статьи, заметки и целые бизнес-страницы, посвященные вопросу
противостояния манипуляциям, нежели
умению оказывать влияние на собеседника. Я поймала себя на мысли, что как-то
никогда не стремилась научиться отвечать на манипуляцию, мне было гораздо
интереснее научиться влиять, убеждать самой. А что кажется важнее Вам, дорогой
мой читатель?
Так ли уж
важно распознавать манипуляции (особенно если под этим подразумевать любое
влияние, оказываемое на оппонента) и научиться давать им отпор? Быть может,
проще ориентироваться на собственные желания? Если в результате этой
«манипуляции» я получу то, что хочу, то какая разница, какой прием был
использован для этого? И стоит ли этому так уж сопротивляться? А то, глядишь, и
предмет твоей мечты уплывет к другому.
А если ты не
хочешь того, что предлагает тебе собеседник, станет ли привлекательней его
предложение, оттого что он не использует никакой манипуляции?! Хотя последний
момент весьма спорен:
самая простая
просьба, как правило, содержит в себе
хотя бы элемент манипуляции. Но предположим, что Вы не обнаружили
никакой злостной манипуляции, и что?! Надо соглашаться, даже если не хочется,
даже если вам это не надо? Или
обнаружение манипуляции дает Вам право отказать уверенно, без угрызений
совести?
Лично я давно
для себя взяла за правило слова Станислав Хохеля «Всегда делай только то, что
хочешь ТЫ» , не собеседник, не Родина, не семья и коллектив, а ТЫ САМ. И какая
разница, какими путями и приемами тебя мотивируют сделать что-то для Родины,
для коллектива, еще для кого-то? Главное, МНЕ это нужно??
Собственно,
этот вопрос, только повернутый к собеседнику, и есть главный стержень в
убеждении и влиянии. Покажи, что человек будет иметь в результате, помоги ему
это понять – и он будет с тобой. И если ты при этом используешь особенности
человеческого восприятия и мышления, ты просто мастер общения, а вовсе не
злостный манипулятор.
Позвольте мне
процитировать: «Продавец начинает разведку, задавая аккуратные и безопасные вопросы, которые не
спугнут клиента. При этом наблюдает за ним и жадно слушает каждое его слово. Он
находится в поисках главного, что ему нужно… Это те самые струны, подергивая за
которые он будет управлять процессом продажи… Вот эти струны: гордость,
жадность, привязанность, новизна, комфорт, желание казаться значимым,
беспокойство или страх» .
Не знаю, кто
здесь выглядит более неприглядным: акула-продавец или лох-покупатель! Мне не
хотелось бы оказаться ни в той, ни в другой роли! А ведь все это может звучать
совсем по-другому. Продавец задает вопросы и внимательно слушает, чтобы понять
желания и чаяния клиента. Пойми, чего человек хочет больше всего, и дай ему
это! Он будет благодарен тебе! Хочет ли он признания или казаться значимым,
мечтает ли он о комфорте или новизне, он может получить ЭТО, если продавец
грамотно сработает.
Вы скажете,
что это только разные слова! Только ли?! На мой взгляд, это разное отношение к
человеку, который напротив. Больше того, это разное отношение к себе и жизни! А
приемы – это только инструменты, которые помогают тебе воплощать жизненные цели
и ориентиры.
Влиять и
внушать, убеждать и вести за собой необходимо нам всем – в этом суть существования в
обществе. И лично мне хотелось всегда
делать это грамотно и красиво!
Комментариев нет:
Отправить комментарий