В
процессе общения я неоднократно сталкиваюсь с тем, что все люди абсолютно уверены:
грамотные коммуникации – важный и востребованный навык, но… почему-то большинство
считает важным его для других! Большинство
людей думают, что они-то, конечно, умеют вести переговоры, просить или давать
распоряжения и пр. Ну, а если результат
не всегда тот, что ожидается, то виноваты:
- подчиненные (не умеют слушать)
- партнеры (не желают договариваться и идти на уступки)
- эгоист-собеседник (думает только о себе и
вообще…) и т.д. список можете продолжить
сами. Наверняка, и Вы с таким сталкивались!
На
днях я получила забавное письмо с просьбой:
«Добрый вечер, Лариса!
Принимаю участие в Чемпионате Мира по Эффективности у Артёма Нестеренко и сегодня, 30 сентября, прошу вашей поддержки. Надо пройти по ссылке под турнирной таблицей, заполнить форму, получить и посмотреть ролик с очень ценной информацией и сообщить мне, что вы это сделали. Каждый друг, сделавший это, принесёт мне 1 балл! Я верю в вас и очень надеюсь на поддержку! Благодарю!»
Принимаю участие в Чемпионате Мира по Эффективности у Артёма Нестеренко и сегодня, 30 сентября, прошу вашей поддержки. Надо пройти по ссылке под турнирной таблицей, заполнить форму, получить и посмотреть ролик с очень ценной информацией и сообщить мне, что вы это сделали. Каждый друг, сделавший это, принесёт мне 1 балл! Я верю в вас и очень надеюсь на поддержку! Благодарю!»
Как Вы думаете, я сделала то, о
чем меня в нем попросили? И еще мне хочется спросить, а Вы бы сделали все то,
что автору было нужно? И как много людей выполнят то, что ей хотелось бы?
Несмотря на то, что женщина,
озадачившая меня данной просьбой, «в
меня верила» (интересная формулировка в данном контексте), у меня не возникло
абсолютно никакого желания ее выполнять. И я уверена, что очень небольшое
количество людей эту просьбу выполнят. Почему? Давайте разберемся!
В письме много слов, но
все они только о том, что получит АВТОР в результате целого ряда действий,
которые я ЗАЧЕМ-то должна совершить. Ни
слова нет о том, ЗАЧЕМ мне ЭТО нужно!
Дорогие
друзья, запомните, пожалуйста: с какой бы просьбой или призывом Вы бы ни
обращались к кому бы то ни было, ГЛАВНОЕ, что Вы должны сказать – ЗАЧЕМ ему ЭТО
нужно. Это единственный вопрос, который
интересует каждого из нас. Человек по натуре своей – существо весьма
эгоистичное (и это нормально!), свои дела и интересы для него всегда будут
важнее.
Поэтому,
когда Вы просите о чем-то, подумайте, что получит человек, выполнив Вашу
просьбу. Хотя бы на уровне: если ты мне поможешь, ты будешь классный и
замечательный. Хочешь? Послушайте внимательно социальную рекламу: там
обязательно обращаются к самоощущению человека. Каждому, абсолютно каждому из
нас необходимо чувствовать себя хорошим человеком: умным, добрым,
последовательным.
Однако
чаще всего можно найти более «материальную» выгоду. Давайте посмотрим на наше
письмо. Человек пишет: «Надо пройти по
ссылке под турнирной таблицей, заполнить
форму, получить и посмотреть ролик с ОЧЕНЬ ЦЕННОЙ информацией» И об этом всего
лишь одна фраза! Где-то в середине письма – так что, я думаю, большинство не
обратило на нее никакого внимания! А ведь именно здесь и кроется ключ к эффективности письма адресанта! С этого надо было начинать и вокруг этого
строить свою просьбу!
ВНИМАНИЕ:
«Уважаемый(ая)... Я хочу сообщить Вам нечто интересное (важное)» или «У меня к Вам просьба» или что-то еще вроде этого.
ИНТЕРЕС:
«Мы (я) предлагаем(ю) Вам то, что может существенно улучшить Вашу жизнь..,» с
указанием, КАК именно и за счет чего.
ПРОСЬБА:
«Нам требуется помощь людей, готовых вложить хотя бы... в благородное,
патриотическое дело...».
В
нашем случае: «Я была бы очень признательна, если Вы поделитесь со мной Вашим
впечатлением о данном ролике. Помимо того, что Ваш отзыв мне очень интересен, он
еще и принесет мне лишний балл на турнире (пару слов о нм – ведь он, наверное,
тоже очень содержателен и полезен).
ДЕЙСТВИЕ:
«Мы призываем Вас присоединиться к тысячам добрых людей...».
«Не
упустите шанс познакомиться (получить ценную информацию, повысить свою
эффективность, конкурентоспособность и т.д. и т.п.).
Здесь, как Вы понимаете, я не могу написать
точнее потому, как так и не поняла, ЧТО ценного есть в этом ролике.
Мы
с Вами разобрали главное, но есть еще, конечно, и множество мелочей. После
слова «прошу» следует слово-долженствование «надо» - противоречие!
Кроме того, на многих это слово действует, как красная тряпка на быка – т.е. вызывает
полное нежелание что-либо делать, даже нужное и полезное для себя!
Далее
идут глаголы в неопределенной форме (перейти, посмотреть, сообщить). Такие
предложения недаром называются «безличными»,
они подразумевают, что действия выполняются сами по себе. Таким образом обращение автора
обезличивается, повисает где-то в
воздухе (он, по-видимому, ожидает, что действие выполнится само по себе?!).
И
еще я хочу обратить Ваше внимание на минимальное количество «волшебных» слов,
которые, как нас учили еще в детстве, должны сопровождать просьбу. Мы находим всего
два слова: прошу ( в начале) и благодарю (достаточно сухое и холодное, кстати
сказать) – в конце письма. Маловато для такого количества телодвижений, которое
автор ожидает от адресата!
И
в заключение, я вновь хочу подчеркнуть: коммуникативные навыки увеличивают наши
шансы на получение согласия и благодарности от окружающих нас людей. А значит –
делает нас более успешными и счастливыми!
Комментариев нет:
Отправить комментарий