Нашла в интернете удивительную историю о Фаине Раневской, можно сказать байку!
Поведал ее кинорежиссёр Яков Сегель. Он обожал знаменитую актрису,
часто бывал у неё дома и потом, переполненный впечатлениями, делился ими.
Меня история эта и тронула и повеселила! Насладитесь ее и вы, дорогие мои читатели!
В конце пятидесятых Фаину Георгиевну отыскали
родственники и она смогла выехать в Румынию и повидалась с матерью, с которой
рассталась сорок лет назад.
Сестра Фаины Раневской Изабелла
жила в Париже. После смерти мужа её материальное положение ухудшилось и она
решила переехать к знаменитой сестре, которая, как она предполагала, при всех
её званиях и регалиях, купается в роскоши.
Обрадованная, что в её жизни появится первый родной человек, Раневская развила
бурную деятельность и добилась разрешения для сестры вернуться в СССР.
Счастливая, она встретила её,
обняла, расцеловала и повезла домой. Они подъехали к высотному дому на
Котельнической набережной.
- Это мой дом, - с гордостью
сообщила Фаина Георгиевна сестре.
Изабелла не удивилась: именно в
таком доме должна жить её знаменитая сестра. Только поинтересовалась:
- У тебя здесь апартаменты или целый этаж?
Когда Раневская завела её в свою
малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра удивлённо спросила:
- Фаиночка, почему ты живёшь в мастерской а не на вилле?
Находчивая Фаина Георгиевна
объяснила:
- Моя вилла ремонтируется.
Но парижскую гостью это не
успокоило.
- Почему мастерская такая
маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?
- Целых двадцать семь, - гордо
сообщила Раневская.
- Но это же тесно! - запричитала
Изабелла. - Это же нищета!
- Это не нищета! –разозлилась
Раневская, – У нас это считается хорошо. Этот дом - элитный. В нём живут самые
известные люди: артисты, режиссёры, писатели. Здесь живет сама Уланова!
Фамилия Уланова подействовала:
вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей
комнатушке. Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется элитным:
внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики выгружали товар,
перекрикивались, шумели, устраивали всем жильцам «побудку». А вечерами, в
десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались сеансы и толпы зрителей
вываливались из кинозала, громко обсуждая просмотренный фильм.
- Я живу над
«хлебом и зрелищами», - пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но на сестру
это не действовало.
- За что тебя приговорили жить в
такой камере?. Ты, наверное, в чём-то провинилась.
В первый же день приезда,
несмотря на летнюю жару, Изабелла натянула фильдеперсовые чулки, надела
шёлковое пальто, перчатки, шляпку, побрызгала себя «Шанелью», и сообщила
сестре:
- Фаиночка, - я иду в мясную
лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.
- Не надо! - в ужасе воскликнула
Раневская. В стране царили процветающий дефицит и вечные очереди - она
понимала, как это подействует на неподготовленную жительницу Парижа.
- Не надо, я сама куплю.
- Фаиночка, бон-филе надо уметь
выбирать, а я это умею, - с гордостью заявила Изабелла и направилась к входной
двери. Раневская, как панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.
- Я пойду с тобой!
- Один фунт мяса выбирать вдвоём
- это нонсенс! - заявила сестра и вышла из квартиры.
Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от шока советской
действительности.
- Но ты же не знаешь, где наши магазины!
Та обернулась и со
снисходительной улыбкой упрекнула:
- Ты думаешь, я не смогу найти
мясную лавку?
И скрылась в лифте.
Раневская рухнула в кресло,
представляя себе последствия первой встречи иностранки-сестры с развитым
советским социализмом. Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным:
буквально через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик,
вывеска над которым обещала «Мясные изделия». Она заглянула во внутрь: у
прилавка толпилась и гудела очередь, потный мясник бросал на весы отрубленные
им хрящи и жилы, именуя их мясом, а в кассовом окошке толстая кассирша с башней
крашенных волос на голове, как собака из будки, периодически облаивала
покупателей.
Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:
- Добрый день, месье! Как вы
себя чувствуете?
Покупатели поняли, что это цирк,
причём, бесплатный, и, как в стоп-кадре, все замерли и затихли. Даже потный
мясник не донёс до весов очередную порцию «мясных изделий». А бывшая парижанка продолжала:
- Как вы спите, месье?... Если
вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки
коньячка, желательно «Хеннесси»... А как ваши дети, месье? Вы их не
наказываете?.. Нельзя наказывать детей - можно
потерять духовную связь с ними. Вы со мной согласны, месье?
-Да, - наконец, выдавил из себя
оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.
- Я и не сомневалась. Вы похожи
на моего учителя словесности: у вас на лице проступает интеллект.
Не очень понимая, что именно
проступает у него на лице, мясник, на всякий случай, смахнул с лица пот.
- Месье, - перешла к делу
Изабелла Георгиевна, - мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть?
- Да, - кивнул месье мясник и
нырнул в кладовку. Его долго не было, очевидно, он ловил телёнка, поймал его,
зарезал и приготовлял бон-филе. Вернулся уже со взвешенной и завёрнутой в
бумагу порцией мяса.
- Спасибо, - поблагодарила
Изабелла. И добавила: - Я буду приходить к вам по вторникам и пятницам, в
четыре часа дня. Вас это устраивает?
- Да, - в третий раз кивнул
мясник.
Расплачиваясь в кассе, Изабелла
Георгиевна порадовала толстую кассиршу, указав на её обесцвеченные перекисью
волосы, закрученные на голове в тяжёлую башню:
- У вас очень модный цвет волос,
мадам, в Париже все женщины тоже красятся в блондинок. Но вам лучше распустить
волосы, чтобы кудри лежали на плечах: распущенные волосы, мадам, украсят ваше
приветливое лицо.
Польщённая кассирша всунула два
указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь
улыбнуться.
Когда, вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина Георгиевна ахнула:
такого свежайшего мяса она давно не видела, очевидно, мясник отрезал его из
своих личных запасов.
- Бон-филе надо уметь выбирать!
- гордо заявила Изабелла.
С тех пор каждый вторник и
каждую пятницу она посещала «Мясные изделия». В эти дни, ровно в четыре часа,
мясник отпускал кассиршу, закрывал магазин, вешал на дверь табличку «Переучёт»,
ставил рядом с прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном
магазине, усаживал в него свою дорогую гостью, и она часами рассказывала ему о
парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях... А он,
подперев голову ладонью, всё слушал её, слушал, слушал... И на лице его вдруг
появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка...
Комментариев нет:
Отправить комментарий