вторник, 27 мая 2014 г.

Игры, в которые играют все.

Существует достаточно распространенное мнение, что многие из нас имеют низкую самооценку.  Однако исследователи вновь и вновь сталкиваются с тем фактом, что для большинства людей свойственно некоторое предрасположение в пользу своего «Я».

В экспериментах и в повседневной жизни мы часто сваливаем неудачу на ситуацию, а  удачу приписываем себе. Мы обычно оцениваем себя выше среднего по субъективным желаемым особенностям и способностям.

Веря в себя, мы проявляем нереалистический оптимизм в отношении своего будущего. Мы переоцениваем широкую распространенность собственных мнений и недостатков и недооцениваем широкую распространенность тех способностей и добродетелей, которыми мы обладаем.


То есть, люди считают свои недостатки нормой, а свои добродетели – редкостью. Когда мы поступаем не совсем красиво или не можем справиться с задачей, мы успокаиваем себя тем, что оплошности бывают у всех. Мы предполагаем, что другие думают и поступают так же, как мы: «Я делаю это, но так поступают все».

Если мы скрываем от государства доходы, а от себя – последствия курения, мы, скорее всего, будем переоценивать количество людей, поступающих аналогично.

Что же касается наших способностей или ситуаций, когда мы ведем себя правильно или успешно, чаще всего включается эффект ложной уникальности. Мы служим своему «Я», полагая, что наши таланты и нравственность довольно необычны.

Следовательно, тот, кто много пьет, но пользуется ремнями безопасности, будет переоценивать количество любителей выпить и недооценивать количество людей,  пользующихся ремнями безопасности. Это естественный результат  свойственной человеку тенденции чаще приписывать себе позитивные, а не негативные черты.

Возможно, Вы сейчас вспоминаете случаи, когда кто-то пренебрежительно, а то и уничижительно отзывался о себе. Очень часто это опять-таки  тонкое предрасположение в пользу своего «Я», так как является попыткой добиться успокаивающих «поглаживаний». 

«Я – дурак!» может вызвать у друга заверение «ТЫ молодец!». Даже такие слова, как: «Хотела бы я быть не такой некрасивой!» можно добиться, по крайней мере, следующего: «Послушай. Я знаю людей, которые более некрасивы, чем ты».

Существует и еще одна причина, почему люди умаляют себя и превозносят других. Представим себе тренера, расхваливающего противника перед ответственной игрой. Разве он абсолютно искренен? Или всего лишь готовят почву для благоприятной оценки вне зависимости от результата игры? Победа становится достижением, достойным похвалы, поражение же объясняется «титанической защитой» противника.

Понимая, как важно человеку защитить свой Я-образ, Вы легко поймете, почему, боясь неудачи, люди могут сами строить себе препятствия: развлекаться полночи на вечеринке перед важным собеседованием или играть на компьютере вместо занятий перед сложным экзаменом.
«Без попытки не может быть неудачи; без неудачи нет унижения» -  заметил Уильям Джеймс.

Когда Я-образ связан с выполнением чего-либо, приложить усилие и потерпеть неудачу может оказаться более губительным для самооценки, чем готовое оправдание. Препятствие защищает нашу самооценку и общественный имидж, позволяя приписать неудачу чему-то временному или внешнему  («Я плохо себя чувствовал», «Я слишком засиделся за компьютером»), а не недостатку таланта или способностей.

Стивен Бергланс и Эдвард Джоунс провели такой эксперимент. Испытуемым было сказано, что с их помощью исследуется влияние лекарственных препаратов на интеллект.

Вообразите себя на месте этих испытуемых. Вам задают какие-то трудные, рассчитанные на сообразительность, вопросы, а затем говорят: «У Вас самые лучшие показатели, которые когда-либо встречались!» Естественно, Вы польщены.

Далее Вам предлагают выбрать один из двух лекарственных препаратов, прежде чем Вы будете отвечать на подобные вопросы. Один препарат способствует интеллектуальной деятельности, другой затормаживает ее. Какой Вы предпочтете?

Большинство испытуемых выбрали препарат, который будет затруднять мышление и таким образом предоставит им возможность удобного оправдания в случае не слишком хороших результатов.

Все эти «игры», которые люди и сами не осознают, возникают из желания поддержать и повысить свою самооценку – побуждения, которое спасает нас от депрессии, но способствует недооценке окружающих и групповым конфликтам.

Продолжение читайте здесь "Мир и Я"
Начало здесь: "Горькая правда о нас"

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете первыми получать информацию о лучших публикациях. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь сейчас!
 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий