суббота, 10 декабря 2016 г.

Состязание. Притча

Сегодня, дорогой мой читатель, я хочу поделиться с тобой удивительной притчей. Когда я впервые прочитала ее, я была тронута до глубины души - даже слезы навернулись на глаза мои! Чудная притча! И сегодня в выходной день мне вдруг захотелось поделиться ею с тобой!
В одном городе происходило состязание художников. Каждый должен был нарисовать картину, изображающую красоту женщины. Картины эти должны были стоять на главной площади города, чтобы каждый человек, проходя мимо, мог любоваться ими. 

Тому, чья картина будет признана лучшей, наденут на голову лавровый венок.

Когда было объявлено об этом состязании, никто в городе не сомневался, что победителем будет известный всему миру старый художник. И только он сам сомневался в своей победе, потому что знал силу таланта одного своего ученика — молодого художника. Как только объявили о состязании, он решил уйти из города. Он пошел искать женщину, красота которой должна была удивить весь мир. 


Около небольшого дома на окраине города он увидел красивого юношу и узнал своего любимого ученика.
—  Здравствуй, учитель, — радостно приветствовал его юноша. — Куда ты собрался так рано?
—  Как рано? Разве ты не слышал о состязании?
—  Слышал.
—  И ты думаешь участвовать в нем?
—  Да, — ответил юноша, — я знаю, что борьба будет трудной, что надо будет бороться с тобой, учитель. Но тот не художник, кто боится борьбы.
—  Куда же ты пойдешь? Где ты собираешься найти самую совершенную красоту?
Юноша весело улыбнулся и сказал: «Я уже нашел ее».
Сердце старого художника забилось медленно, ему стало трудно дышать.

Он сказал:
—  Где же ты нашел ее?
—  А вот она! — и юноша указал на Зорьку, свою невесту, стоявшую около дома.

Старик перестал волноваться. Ему стало жаль ученика, и он сказал:
—  Сын мой, твоя невеста мила, я не спорю, но подумай, разве это та красота, которая должна удивить мир?
—   Да, именно та. Нет в мире и не может быть красоты лучше красоты моей Зорьки.

Старый художник стал даже сомневаться: может быть, его обманывают глаза, может быть, он чего-нибудь не видит в этой девушке. Он еще раз внимательно посмотрел на нее, но это была самая обыкновенная девушка. Широкое лицо, глаза большие, милые, но в них нет ничего особенного.
«Как слепы влюбленные», — подумал старик. Ему хотелось смеяться от радости, но его лицо осталось серьезным. Он встал и сказал:
—  Может быть, ты и прав. Счастлив ты, что нашел так близко то, что мне надо искать еще так долго и далеко.

Выйдя на дорогу, он подумал:
— Единственный опасный соперник, ослепленный любовью, сам ушел с моей дороги!

II
Старый художник шел из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Везде он искал совершенную красоту — в храмах и на базарах, в бедных крестьянских домах и во дворцах царей. Но нигде не находил той, которую искал. Однажды он увидел прекрасную восточную царевну, остановился и подумал: «Может быть, она?» Но через минуту отвернулся и пошел дальше: «Я не уверен, — значит, не она».

Шли месяцы. Иногда старому художнику казалось, что он никогда не найдет того, что ищет. Однажды он проснулся в горах недалеко от моря. С горы спускалась девушка необычной красоты. И сразу без сомнений и колебаний он сказал: «Это она».

III
Прошел год. Народ собрался на центральной площади города, где были выставлены две большие картины, закрытые полотном. Около одной картины стоял известный всему миру старый художник, около другой — его ученик. Толпа с любовью смотрела на спокойное, уверенное лицо старого художника и посмеивалась, глядя на бледное лицо юноши.Сначала открыли картину старого художника. 

На площади стало тихо. Люди увидели прекрасную девушку, освещенную восходящим солнцем. Она смотрела на толпу большими глазами, ясными, как утреннее небо. Никто никогда не видел такой красоты. А когда потом люди взглянули друг на друга, им все показалось скучным и серым. Девушки и жены стыдливо закрывали лица, а мужчины, глядя на них, не понимали, как могли им нравиться эти обычные лица, эти невыразительные глаза.

Старый пастух с сердитым лицом посмотрел на свою старуху. Она была толстая, с красным в морщинах лицом. Он подумал: «И с этой женщиной я прожил всю жизнь!»

Долго стояли люди, задумчивые и грустные, любуясь прекрасной картиной.

IV
Но вот открыли вторую картину. Люди не верили своим глазам, не верили, что до такой наглости мог дойти молодой художник. На картине была нарисована Зорька. Да, Зорька. Та самая, которая по утрам возвращается с рынка, неся в корзине рыбу и овощи, Зорька, которая днем работает в своем саду, а по вечерам доит коз! И она стояла рядом с той девушкой на картине! Люди возмутились. Кто-то закричал:        ,
— Бейте его!
Все зашумели и закричали.

Но вот шум стал тише. Один юноша сказал другому:
—  А знаешь, я раньше не замечал, что Зорька так прекрасна!
И другой ответил задумчиво:
—    Странно, но я не могу отвести глаз.
Высоко подняв брови, смотрела на людей Зорька. Счастливая улыбка играла на ее губах. Она вся светилась от огромного счастья и радости, как будто любимый неожиданно наклонился к ней и тихо сказал: «Зорька, люблю!»

Люди смотрели и молчали. Они забыли, что это та самая Зорька, которая по утрам ходит на рынок, не замечали, что лицо ее немного широко. Как будто солнце взошло над площадью. Каждый вспомнил лучшие минуты своей любви. Так же, как сейчас у Зорьки, светились глаза у их любимых. И старый пастух посмотрел на свою старуху и вдруг улыбнулся, вспомнив что-то. И с красного, морщинистого лица улыбнулись ему знакомые, милые глаза... И он первый крикнул на всю площадь:
— Лавровый венок — молодому художнику!
(В. Вересаев)

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!


Новости блога

Ваш email:
Ваше имя:
email рассылки

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SendPulse. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

13 комментариев:

  1. Красота действительно имеет разные уровни совершенства и восприятия. В этом я убедился на собственном опыте. Когда-то мне встретилась прекрасная статья ОШО "Обратись к поэзии" с необычайно глубокими мыслями о красоте и мышлении Востока и Запада. В ней известный японский мистик Басэ вдруг увидел красоту в подорожнике и эта красота его ошеломила, он стоял очарованный и не мог оторвать взгляд. "...Если подорожник может быть таким красивым, Басе может быть Буддой. Если подорожник может содержать такую поэзию, тогда каждый камень может стать проповедью..."
    Тогда я не ожидал, что пройдет время и мне тоже посчастливиться увидеть красоту в обычном, но еще более необычным образом. Мне так же, как и Басэ довелось увидел красоту совершенно другого уровня, гораздо более высокого порядка, но совершенно иной природы. Красота розы безспорна, она не подлежит сомнению, ее всем видно и, конечно, она вызывает восторг. Но, когда увидишь красоту в обычном, в том, что ничем не может поразить, такая красота воспринимается, как чудо. Ты стоишь завороженный этим чудом и не можешь оторвать взгляд, настолько это необычно и потрясающе своим совершенством. Одно слово - чудо чудное!
    Я был дома и оказался около окна, выходящего во двор между домами. Напротив был другой дом, вдоль которого росли высокие тополя, почти в высоту девятиэтажек. Был ветер и тополя качались, шелестя листьями. Обычная картина, смотреть не на что. Но в тот момент, когда я посмотрел в окно и увидел один из тополей, качающийся на ветру и шелестевший листьями, я не мог оторвать от него взгляд. Мое состояние в тот момент можно, наверное, назвать, как очарование этим тополем или, иначе говоря, сказать, что в тот момент у меня произошло какое-то просветление. Потому что я увидел то, чего никогда раньше ни в одном дереве не видел и не видел позже. Мне даже трудно подобрать слова, какие бы эпитеты я не использовал, они все равно не смогут передать того величия, той необычайной красоты слаженного организма в его гармоничном и великолепном движении. Качание дерева и шелест его листьев было таким божественно красивым, что иначе, как симфонией я это назвать не могу. Это было потрясающе. Могучее дерево и бесчисленное множество его листьев производили такое синхронное, слаженное и необычайно гармоничное и в то же время величавое движение, что не было никаких сомнений - у него есть великолепный дирижер, божественный дирижер! Это была божественная "музыка", выраженная в движении. Качание тополя и шелест его листьев создавали такую гармонию и красоту движения, что было ясно - я вижу проявление Бога! Я был полностью захвачен этой красотой и так же, как Басе потерял дар речи. И уж, конечно, меня так же, как и Басе, совершенно не волновало устройство этого движения, его тайна. Один только вопрос был - "Как такое возможно?" Это было самым необычным переживанием в моей жизни.
    Это можно сравнить со стереокартинками для улучшения зрения, если ты знаешь, что это такое. Есть такие картинки, которые улучшают зрение, но на которые нужно смотреть не так, как мы обычно смотрим, а совсем по-другому – смещая фокус внимани и тогда в них начинаешь видеть то, что даже предположить вначале было совершенно невозможно, они становятся объемными, в них появляется много уровней по глубине и начальный вид картинки с этим уже не имеет ничего общего.
    Это заставляет задуматься и бережно относиться ко всему, что мы встречаем в жизни, ведь нам неизвестно, какую красоту может содержать тот или иной предмет, человек или явление. "Каждый камень может стать проповедью..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за прекрасную историю! Действительно, нужно с любовью и вниманием смотреть в мир! А нам, между тем, все время некогда!

      Удалить
  2. Сколько коров стоишь Ты?

    Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, умница, а младшая... Ну, как бы сказать, чтобы никого не обидеть... Не очень... Один из моряков сказал своему другу:

    - Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
    - Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.
    - Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
    - Ты что с ума сошёл? Она же такая....не очень
    - Это моё решение, и я это сделаю.

    Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп: коровами. Хорошая невеста стоила 10 коров. Пригнал он 10 коров и подошёл к вождю.

    - Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и я даю за неё 10 коров!
    - Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
    - Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
    - Ты что, мил человек, шутишь? Не видишь, она же такая...не очень.
    - Я хочу жениться именно на ней.
    - Хорошо, но как честный человек я не могу взять 10 коров, она того не стоит. Я возьму за неё 3 коровы, не больше.
    - Нет, я хочу заплатить именно 10 коров.
    И они поженились.

    Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь.
    Приплыл, идёт по берегу, а навстречу ему идет женщина неземной красоты.
    Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит, видит - сидит его друг, вокруг детишки бегают:
    - Как живёшь?
    - Я счастлив.

    Тут входит та самая восхитительная женщина, что встретилась моряку на берегу...
    - Вот, познакомься. Это моя жена.
    - Как? Ты что женился ещё раз?
    - Нет, это всё та же женщина.
    - Но как это произошло, что она так изменилась?
    - А ты спроси у неё сам.

    Подошёл друг к женщине и говорит:
    - Извини, за бестактность, но я помню, какая ты была...не очень..
    Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

    - Просто, однажды я поняла, что стою 10 коров...

    Своим отношением к другому мы можем даже изменить его характер и стиль поведения.

    Сколько коров стоишь Ты?

    ОтветитьУдалить
  3. Я знаю эту притчу! Однажды на тренинге мы получили задание: собрать "девять коров" от представителей группы противоположного пола. До сих пор храню этот листочек - очень приятно перечитывать!

    ОтветитьУдалить
  4. ОШО:
    Обратись к поэзии

    Фактически есть множество вещей, которые нельзя выразить на западных языках, потому что восточный подход к реальности - в своей основе, в своей сути, по внутреннему существу другой. Иногда бывает так, что на одни и те же вещи можно посмотреть и с восточной, и с западной стороны, и на поверхности заключения могут выглядеть сходными, но так не бывает. Если пойти немного глубже, если копать немного глубже, обнаружатся большие различия - не обычные различия, но необычные.

    Только вчера я читал известное хайку Басе, дзэнского мистика и мастера. Для западного ума или ума, образованного на западный лад, это не покажется великой поэзией. А сейчас весь мир образован на западный лад; Запад и Восток исчезли - в том, что касается образования.

    Слушайте очень внимательно, потому что это не то, что вы называете великой поэзией, но это великое прозрение - что гораздо более важно. В этом есть безмерная поэзия, но чтобы почувствовать эту поэзию, вы должны быть очень тонкими. Интеллектуально ее понять нельзя; это можно понять только интуитивно.

    Вот это хайку:

    Когда я смотрю внимательно,
    Я вижу подорожник,
    Цветущий у ограды!

    Кажется, в этом нет ничего от великой поэзии. Но давайте подойдем к этому с большей симпатией, потому что Басе переведен на английский язык; его собственный язык имеет совершенно другие текстуру и аромат.

    Подорожник - это очень обычный цветок, он растет сам собой у дороги, это цветущая трава. Она такая обычная, что никто никогда на нее не смотрит. Это не драгоценная роза, это не редкий лотос. Легко увидеть красоту редкого лотоса, плавающего в озере, - голубой лотос... как можно его не увидеть? На мгновение тебя обязательно захватит его красота. Или прекрасная роза, танцующая на ветру, на солнце... на долю секунды она захватывает тебя. Она ошеломляет. Но подорожник - очень обычное, распространенное растение. Ему не нужны ни уход, ни садовник; он растет сам по себе, где угодно. Чтобы внимательно рассмотреть подорожник, нужен медитирующий, нужно очень деликатное сознание; иначе ты пройдешь мимо, не заметив его. У него нет очевидной красоты, его красота глубока. Его красота - красота очень обычного, но само обычное содержит в себе необычное - даже цветок подорожника. Ты его упустишь, если только не проникнешь в него сочувствующим сердцем.

    ОтветитьУдалить
  5. Впервые прочитав Басе, ты удивишься: "Что такого важного можно сказать о подорожнике, цветущем у ограды?"
    В стихотворении Басе последний слог - по-японски кана - переводится как восклицательный знак, потому что у нас нет никакого другого способа его перевести. Но кана значит: "Я изумлен!" Откуда берется эта красота? Приходит ли она из подорожника? - потому что тысячи людей прошли мимо, и никто, может быть, никогда не посмотрел на этот маленький цветок. А Басе захватила его красота, он перенесен в другой мир. Что произошло? На самом деле это не подорожник, иначе он привлекал бы глаз каждого. Это прозрение Басе, его открытое сердце, его сочувствующее видение, его медитативность. Медитация - это алхимия: она может превращать грубые металлы в золото, она может превратить подорожник в лотос.
    Когда я смотрю внимательно...
    И слово внимательно значит интенсивно, с осознанностью, преднамеренно, медитативно, с любовью, с заботой. Человек может смотреть совершенно без заботы, и тогда он упустит всю суть. Слово внимательно нужно помнить во всех его значениях, но корень этого слова означает медитативность. А что это значит, если ты что-то видишь медитативно? Это значит без ума, смотреть без ума, без облаков мыслей в небе сознания, без проходящих воспоминаний, без желаний... вообще ничего, сущая пустота.
    Когда ты смотришь в таком состоянии не-ума, даже цветок подорожника переносится в другой мир. Он становится райским лотосом, он больше не часть земли; незаурядное найдено в заурядном. И это путь будды. Найти незаурядное в заурядном, найти все в сейчас, найти целое в этом - Гаутама Будда называет это татхатой .
    Хайку Басе - это хайку татхаты . Этот подорожник - увиденный с любовью, с заботой, сердцем, безоблачным сознанием, в состоянии не-ума, - и человек изумлен, человек в благоговейном трепете. Возникает великое удивление: как это возможно? Этот подорожник... если возможен подорожник, возможно все. Если подорожник может быть таким красивым, Басе может быть Буддой. Если подорожник может содержать такую поэзию, тогда каждый камень может стать проповедью.
    Когда я смотрю внимательно, я вижу подорожник, цветущий у ограды!
    Кана - я изумлен! Я потерял дар речи; я ничего не могу сказать о его красоте - я могу на нее лишь намекнуть.
    Хайку просто намекает, хайку только указывает - очень косвенным путем.

    ОтветитьУдалить
  6. Похожую ситуацию можно найти в знаменитой поэзии Теннисона; если их сравнить, это вам очень поможет. Басе представляет интуитивное, Теннисон - интеллектуальное. Басе представляет Восток, Теннисом - Запад. Басе представляет медитацию, Теннисон - ум. Они кажутся похожими, и иногда поэзия Теннисона может показаться более поэтичной, чем поэзия Басе, потому что она пряма, она очевидна.
    Цветок в потрескавшейся стене,
    Я вырываю тебя из трещины,
    Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке,
    Маленький цветочек...
    Если бы я мог понять,
    Что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем,
    Я знал бы, что такое Бог и человек.
    Прекрасный отрывок, но ничто в сравнении с Басе. Давайте посмотрим, в чем Теннисон совершенно отличается.
    Во-первых: Цветок в потрескавшейся стене, я вырываю тебя из трещины...
    Басе просто смотрит на цветок, не вырывает его. Басе - это пассивная осознанность - Теннисон активен, насильствен. Фактически, если на тебя действительно произвел впечатление этот цветок, ты не можешь его сорвать. Если цветок достиг твоего сердца, как ты можешь его сорвать? Сорвать его значит разрушить, убить - это убийство! Никто не думал, что поэзия Теннисона - это убийство, но это убийство. Как можно разрушить что-то такое красивое?
    Но именно так действует ум; он разрушителен. Он хочет владеть, а владение возможно только в разрушении.
    Помни, каждый раз, когда ты кем-то или чем-то владеешь, ты что-то или кого-то разрушаешь. Ты владеешь женщиной? - ты разрушаешь ее, ее красоту, ее душу. Ты владеешь мужчиной? - он больше не человеческое существо; ты низводишь его до объекта, до товара.
    Басе смотрит "внимательно" - просто смотрит, даже не пристально всматривается. Только взгляд, мягкий, женственный, словно он боится причинить подорожнику боль.

    ОтветитьУдалить
  7. Теннисон вырывает цветок из трещины и говорит:
    ... Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке, маленький цветочек... Он остается отдельным. Наблюдаемое и наблюдатель нигде не сливаются, не сплавляются, не встречаются. Это не любовный роман. Теннисон нападает на цветок, вырывает его с корнем и всем сущим, держит его в руке.
    Ум чувствует себя хорошо со всем, чем он может владеть, что он может контролировать, держать в руке. Медитативное состояние сознания не интересует владение, держание, потому что все это пути насильственного ума.
    И он говорит: " маленький цветочек " - цветок остается маленьким, сам он остается на высоком пьедестале. Он - человек, он - великий интеллектуал, он - великий поэт. Он остается в своем эго: "маленький цветочек".
    Для Басе нет речи о сравнении. Он ничего не говорит о себе, как будто его вообще нет. Нет никакого наблюдателя. Так велика красота, что она приносит трансценденцию. Вот цветок подорожника, цветущий у ограды, - кана – и Басе просто изумлен, потрясен до самых корней своего существа. Красота ошеломляет. Вместо того чтобы владеть этим цветком, он захвачен им. Он тотально сдается красоте этого цветка, красоте этого мгновения, благословению здесь и сейчас.
    Маленький цветок, - говорит Теннисон, - если бы я только мог понять...
    Это одержимость стремлением понять! Восхищения недостаточно, любви недостаточно; должно быть понимание, должно быть произведено знание. Не прибыв к какому-то знанию, Теннисон не может расслабиться. Цветок превратился в знак вопроса. Для Теннисона это знак вопроса, для Басе - восклицательный знак.
    И между ними огромная разница - знак вопроса и знак восклицания.
    Для Басе любви достаточно. Любовь - и есть понимание. Может ли быть большее понимание? Но Теннисон, кажется, ничего не знает о любви. Есть только его ум, жаждущий знания.
    Если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем...
    Ум - это неизменный перфекционист. Ничто не должно оставаться непознанным, ничему нельзя позволить оставаться неизвестным и таинственным. Корень и все сущее, все во всем должно быть понято. Пока ум не знает всего, он остается в страхе, - потому что знание дает власть. Если есть что-то таинственное, ты обречен оставаться в страхе, потому что таинственное нельзя контролировать. А кто знает, что скрывается в таинственном? Может быть, враг, может быть, опасность, какая-то угроза? И знает, что это с тобой сделает? Прежде чем это что-то сделало, его нужно понять, его нужно узнать. Ничто не должно оставаться таинственным.

    ОтветитьУдалить
  8. Но тогда исчезает вся поэзия, исчезает вся любовь, исчезает вся тайна, исчезает все удивление. Исчезает душа, исчезает песня, исчезает празднование. Все познано - тогда нет ничего ценного. Все познано - тогда нет ничего, что чего-нибудь стоит. Все познано - тогда в жизни нет никакого смысла, никакой важности. Увидь этот парадокс: сначала ум говорит: "Узнай все!" - а потом, когда ты узнаешь, ум говорит: "В жизни нет никакого смысла".
    Ты разрушил смысл, а теперь жаждешь смысла. Ум очень разрушителен в отношении смысла. И поскольку он настаивает, что все должно быть познано, он не может допустить третьей категории, непознаваемого, которое остается непознаваемым вечно. А именно в непознаваемом - смысл жизни.
    Все великие ценности: красота, любовь, Бог, молитва - все, что только есть действительно важного, что делает жизнь достойной того, чтобы жить, составляет третью категорию: непознаваемое - чудо. Непознаваемое - это другое название Бога, другое название таинственного и чудесного. Без него в твоем сердце не может быть никакого удивления - а без удивления сердце - это вообще не сердце, и без благоговейного трепета ты теряешь нечто безмерно драгоценное. Тогда твои глаза полны пыли, они теряют ясность. Тогда птица продолжает петь, но на тебя это не влияет, в тебе ничто не шевелится, твое сердце не тронуто, потому что ты уже знаешь объяснение.
    Деревья зелены, но их зелень не превращает тебя в танцора, в певца. Она не порождает поэзии в твоем существе, потому что ты знаешь объяснение: хлорофилл делает деревья зелеными. Тогда от поэзии не остается ничего. Когда есть объяснение, поэзия исчезает. Все объяснения утилитарны, они не относятся к предельному.
    Если ты не доверяешь непознаваемому, как тогда ты можешь сказать, что роза красива? Где ее красота? Это не химический компонент розы. Розу можно проанализировать, но ты не найдешь в ней никакой красоты. Если ты не веришь в непознаваемое, ты можешь произвести вскрытие человека, посмертно - и не найдешь в нем никакой души. И ты можешь продолжать искать Бога, и нигде его не найдешь, потому что он всюду. Ум продолжает его упускать, потому что уму хочется, чтобы он был объектом, а Бог не объект.
    Бог - это вибрация. Если ты настроен на беззвучный звук существования, если ты настроен на звук хлопка одной ладонью, если ты настроен на то, что индийские мистики назвали анахат - предельная музыка существования, если ты настроен на таинственное, ты узнаешь, что есть только Бог, и нет ничего другого. Тогда Бог становится синонимом существования.

    ОтветитьУдалить
  9. Но эти вещи нельзя понять, эти вещи нельзя низвести до знания - и именно в этом Теннисон упускает, упускает всю суть. Он говорит:
    Маленький цветочек - если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем, я знал бы, что такое Бог и человек.
    Но все это "бы" и "если".
    Басе знает, что такое Бог и человек, в этом восклицательном знаке - кане. "Я изумлен, я удивлен... подорожник цветет у ограды! "

    Может быть, это ночь полнолуния, или, может быть, раннее утро - я вижу реального Басе, стоящим у обочины дороги, неподвижно, словно у него остановилось дыхание. Подорожник... и так красиво. Все прошлое ушло, все будущее исчезло. В его уме больше нет вопросов, лишь чистое изумление. Басе стал ребенком. Снова эти невинные глаза ребенка, смотрящие на подорожник, внимательно, любяще. И в этой любви, в этой заботе есть совершенно другого рода понимание - не интеллектуальное, не аналитическое. Теннисон интеллектуализирует все это явление и разрушает его красоту.

    Теннисон представляет Запад, Басе представляет Восток. Теннисон представляет мужской ум, Басе - женский. Теннисон представляет ум, Басе - не-ум.

    ОтветитьУдалить
  10. А. БЛОК

    РУСЬ


    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю - и за дремотой тайна,
    И в тайне - ты почиешь, Русь.

    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна.

    Где разноликие народы,
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.

    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.

    Где буйно заметает вьюга
    До крыши утлое жилье,
    И девушка на злого друга
    Под снегом точит лезвее.

    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены,
    И вихрь, свистящий в голых прутьях,
    Поет преданья старины...

    Так я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.

    Тропу печальную, ночную
    Я до погоста протоптал,
    И там, на кладбище ночуя,
    Подолгу песни распевал.

    И сам не понял, не измерил,
    Кому я песни посвятил,
    В какого бога страстно верил,
    Какую девушку любил.

    Живую душу укачала,
    Русь, на своих просторах, ты,
    И вот - она не запятнала
    Первоначальной чистоты.

    Дремлю и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.


    24 сентября 1906

    ОтветитьУдалить
  11. Николай Емелин. «Рубаха и Крест»

    В лихом бою вокруг да около
    Лютая идет с косой.
    Маманя мне рубаху штопала
    Заговоренною иглой
    И отдавала крестик свой,
    Чтоб совладать я мог с бедой.

    Жили по-козачьи, ведая удачу,
    Как-нибудь иначе нам не любо жить.

    Шальная пуля в грудь летит мне
    И встрепенулся в вихре мой конь.
    Маманин крест преградой стал ей,
    Взъерошен чубчик русый мой,
    Я под счастливою звездой
    Опять помилован судьбой.

    Жили по-козачьи, ведая удачу,
    Как-нибудь иначе нам не любо жить.
    Жили по-козачьи, ведая удачу,
    Как-нибудь иначе нам не любо жить.

    Дурак в рубашке был рожден я
    И не страшён мне бой любой.
    Опять рубаха порвана моя,
    Лукавый метил за спиной,
    Прошла та пуля стороной,
    Я верю в час счастливый свой.

    Жили по-козачьи, ведая удачу,
    Как-нибудь иначе нам не любо жить.
    Жили по-козачьи, ведая удачу,
    Как-нибудь иначе нам не любо жить.

    ОтветитьУдалить