среда, 19 марта 2014 г.

Великая сила слова



Итак, цивилизованно выражать свои чувства - значит выражать словом! Называть его! Еще древние верили в великую силу слова (начало статьи).

По поверью арабов, например, Бог сотворил первого человека из земли, принесенной ангелом смерти. Однако сорок лет Адам лежал без движения, потому что тело его было пустым. 

Только получив душу, первый человек ожил.

Чтобы дать ему преимущество перед  всей природой, Бог разрешил человеку назвать все, что его окружает. Человек один, таким образом, имеет право давать имена даже духам (джинам) и горам.  И каждый раз, когда он произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. Называя свое чувство, Вы покоряете его, получаете над ним власть! И эмоция притупляется,  меньше ранит и мучает Вас. Согласитесь, это не мало!

Если Вы внимательно будете смотреть западные фильмы, то заметите, что герои в них свободно выражают (называют) свои чувства:
- Я злюсь...
- Чувствую себя одинокой
- Я в растерянности, подавлен…
- Мне неприятно, обидно…
- Я нервничаю
- Я беспокоюсь
- Меня бесит … и т.д.

По-видимому, там выше культура межличностных отношений. Они хорошо знают, что лучше сказать о чувствах, которые вызывают действия партнера, чем обвинять его в этих самых действиях. Обвинение всегда вызывает желание оправдываться и нападать. Говоря о своих чувствах, Вы даете партнеру возможность понять, как его действия воспринимаются окружающими. Это информация для размышления.

Правда, справедливости ради, надо сказать, что у нас в ответ на описание своих чувств можно нарваться на что-то вроде:
- Я не виноват, что ты придумываешь себе всякие глупости
- Твои чувства – это твои проблемы
- Мне все равно, как воспринимаются мои слова (поступки и т.д.)
- Я что должен(жна) думать, что ты будешь испытывать, когда я…

Вы понимаете, что такие заявления показывают, что Ваш собеседник пока обладает низким уровнем эмоционального интеллекта.  Поэтому на вербализации своих чувств (так это называется в психологии) не стоит останавливаться.  Обязательно нужно проговорить Ваши ожидания (требования) на будущее и убедиться, что Вас поняли. Например:

Ребенку: «Я очень волнуюсь, когда ты задерживаешься и не звонишь, я просто места себе не нахожу. Я очень тебя прошу: звони мне, если ты задерживаешься. Это не займет много времени, а я не буду волноваться. Договорились?» 

Возмущенному клиенту или просто кричащему на Вас человеку: «Когда на меня повышают голос, я обычно теряюсь, и у меня пропадает всякое желание общаться (или я не могу нормально общаться, не могу трезво мыслить и т.д.). Давайте обсудим ситуацию в спокойных тонах, тогда, возможно, мы сможем найти решение. Хорошо?»

С помощью вербализации чувств можно справиться с любой агрессией в свой адрес. Елена Сидоренко (кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Петербургского университета, директор по образованию Стокгольмской школы экономики) в своей книге «Тренинг влияния»  рассказывает о таком случае из своей практики:

«Однажды в тренинге партнерского общения у меня был человек лет 50-ти (назовем его Д.Д.). Опытный и матерый, он по слухам, был разведчиком, а впоследствии начальником колонии. Тренинг я проводила с комсомольскими активистами крупного Ленинградского промышленного предприятия (это был 1987 год).

Д.Д. по возрасту и положению своему абсолютно не подходил группе. У большинства участников было впечатление, что он был прислан руководством, дабы проконтролировать, чтобы комсомольцев не «занесло». В своих рассказах он вскользь упоминал ситуации «усмирения толпы»…

Этого человека невозможно было застать врасплох, заставить сердиться, горячиться, краснеть, бледнеть, говорить глупости… Он был неуловим, как камень-голыш.

И вот, когда пришло время техник снижения эмоционального напряжения, он в числе других должен был отвечать на агрессивное нападение каким-нибудь смягчающим образом. …. Д.Д. поразил нас всех. Он использовал метод вербализации чувств, и так виртуозно, что это вызывало удовольствие и у наблюдателей, и у «нападающих».

ПРИМЕР 1                                                                                          
 Я удивлен

- Как вы могли не прислать мне двух рабочих?! Я что, сама должна столы перетаскивать?
- Ниночка, я удивлен…Как же это могло случиться? Ведь я же…

ПРИМЕР 2                                                                                           
 Я огорчен

- Почему вы никогда мне заранее не говорите, что придется выйти на работу на выходные?!
- Зиночка, я огорчен, что приходится тебя вызывать, и я еще более огорчен тем, что тебе не сообщили заранее…

ПРИМЕР 3                                                                                        
Мне неуютно

- Почему вы приехали на этот тренинг? Чему вам здесь учиться?! Или вы здесь должны за нами наблюдать?
- Коля, мне очень неуютно, когда я слышу такие предположения… Очень неуютно…

Д.Д. произносил свои реплики с удивительно мягкой обволакивающей интонацией, всегда немного склонялся в сторону собеседника, озадаченно морщил лоб, разводил руками и… на него невозможно было сердиться»

Давайте брать на вооружение лучший опыт, накопленный человечеством! То, что работает у других, будет работать и у нас, если немного приложить усилий и потренироваться.

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете первыми получать информацию о лучших публикациях. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь сейчас! 


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня

Комментариев нет:

Отправить комментарий