понедельник, 5 октября 2015 г.

КАК правильно просить, чтобы тебе не отказывали

В процессе общения я неоднократно сталкиваюсь с тем, что все люди абсолютно уверены: грамотные коммуникации – важный и востребованный навык, но… почему-то большинство считает важным его для других!  Большинство людей думают, что они-то, конечно, умеют вести переговоры, просить или давать распоряжения и пр.   Ну, а если результат не всегда тот, что ожидается, то виноваты:
 - подчиненные (не умеют слушать)  
 - партнеры  (не желают договариваться и идти на уступки)
 - эгоист-собеседник (думает только о себе и вообще…)  и т.д. список можете продолжить сами. Наверняка, и Вы с таким сталкивались!

На днях я получила забавное письмо с просьбой:
«Добрый вечер, Лариса!
Принимаю участие в Чемпионате Мира по Эффективности у Артёма Нестеренко и сегодня, 30 сентября, прошу вашей поддержки. Надо пройти по ссылке под турнирной таблицей, заполнить форму, получить и посмотреть ролик с очень ценной информацией и сообщить мне, что вы это сделали. Каждый друг, сделавший это, принесёт мне 1 балл! Я верю в вас и очень надеюсь на поддержку! Благодарю!»

Как Вы думаете, я сделала то, о чем меня в нем попросили? И еще мне хочется спросить, а Вы бы сделали все то, что автору было нужно? И как много людей выполнят то, что ей хотелось бы?

Несмотря на то, что женщина, озадачившая меня данной просьбой,  «в меня верила» (интересная формулировка в данном контексте), у меня не возникло абсолютно никакого желания ее выполнять. И я уверена, что очень небольшое количество людей эту просьбу выполнят. Почему? Давайте разберемся!

В письме много слов, но все они только о том, что получит АВТОР в результате целого ряда действий, которые я ЗАЧЕМ-то должна совершить.  Ни слова нет о том, ЗАЧЕМ мне ЭТО нужно!

Дорогие друзья, запомните, пожалуйста: с какой бы просьбой или призывом Вы бы ни обращались к кому бы то ни было, ГЛАВНОЕ, что Вы должны сказать – ЗАЧЕМ ему ЭТО нужно.  Это единственный вопрос, который интересует каждого из нас. Человек по натуре своей – существо весьма эгоистичное (и это нормально!), свои дела и интересы для него всегда будут важнее.


Поэтому, когда Вы просите о чем-то, подумайте, что получит человек, выполнив Вашу просьбу. Хотя бы на уровне: если ты мне поможешь, ты будешь классный и замечательный. Хочешь? Послушайте внимательно социальную рекламу: там обязательно обращаются к самоощущению человека. Каждому, абсолютно каждому из нас необходимо чувствовать себя хорошим человеком: умным, добрым, последовательным.

Однако чаще всего можно найти более «материальную» выгоду. Давайте посмотрим на наше письмо.  Человек пишет: «Надо пройти по ссылке под турнирной таблицей,  заполнить форму, получить и посмотреть ролик с ОЧЕНЬ ЦЕННОЙ информацией» И об этом всего лишь одна фраза! Где-то в середине письма – так что, я думаю, большинство не обратило на нее никакого внимания! А ведь именно здесь и кроется ключ к  эффективности письма адресанта!  С этого надо было начинать и вокруг этого строить  свою просьбу!

ВНИМАНИЕ: «Уважаемый(ая)... Я хочу сообщить Вам нечто интересное (важное)»  или «У меня к Вам просьба» или  что-то еще вроде этого.

ИНТЕРЕС: «Мы (я) предлагаем(ю) Вам то, что может существенно улучшить Вашу жизнь..,» с указанием, КАК именно и за счет чего.

ПРОСЬБА: «Нам требуется помощь людей, готовых вложить хотя бы... в благородное, патриотическое дело...».
В нашем случае: «Я была бы очень признательна, если Вы поделитесь со мной Вашим впечатлением о данном ролике. Помимо того, что Ваш отзыв мне очень интересен, он еще и принесет мне лишний балл на турнире (пару слов о нм – ведь он, наверное, тоже очень содержателен и полезен).

ДЕЙСТВИЕ: «Мы призываем Вас присоединиться к тысячам добрых людей...».
«Не упустите шанс познакомиться (получить ценную информацию, повысить свою эффективность, конкурентоспособность и т.д. и т.п.).
 Здесь, как Вы понимаете, я не могу написать точнее потому, как так и не поняла, ЧТО ценного есть в этом ролике.

Мы с Вами разобрали главное, но есть еще, конечно, и множество мелочей. После слова «прошу» следует  слово-долженствование «надо» - противоречие! Кроме того, на многих это слово действует, как красная тряпка на быка – т.е. вызывает полное нежелание что-либо делать, даже нужное и полезное для себя!

Далее идут глаголы в неопределенной форме (перейти, посмотреть, сообщить). Такие предложения недаром называются «безличными»,  они подразумевают, что действия выполняются сами по себе.   Таким образом обращение автора обезличивается,  повисает где-то в воздухе (он, по-видимому, ожидает, что действие выполнится само по себе?!).  

И еще я хочу обратить Ваше внимание на минимальное количество «волшебных» слов, которые, как нас учили еще в детстве,  должны сопровождать просьбу. Мы находим всего два слова: прошу ( в начале) и благодарю (достаточно сухое и холодное, кстати сказать) – в конце письма. Маловато для такого количества телодвижений, которое автор ожидает от адресата!

И в заключение, я вновь хочу подчеркнуть: коммуникативные навыки увеличивают наши шансы на получение согласия и благодарности от окружающих нас людей. А значит – делает нас более успешными и счастливыми!
 




Комментариев нет:

Отправить комментарий