понедельник, 6 июня 2016 г.

Самая важная вещь в общении

Одна из опасностей в процессе общения — увлечение “голой техникой”, приемами в ущерб установке, с которой мы выходим на контакт с партнером.

Установка — разумное и эмоциональное отношение к партнеру и ситуации. Положительная установка способствует открытости, доверительности, восприимчивости; отрицательная — критичности и закрытости.

Итак, эффективность общения зависит не столько от приемов, техники, сколько от установки на взаимодействие. Установка — постоянная готовность “выжать” максимум из ситуации, выслушать точку зрения других и учитывать ее в своей деятельности.

Эффективное общение требует использования трех установок: одобрения, самоодобрения, эмпатии.

Одобрение. Одобрение как установка — нечто большее, чем простое согласие. Это положительное отношение к собеседнику, приводящее его в состояние, в котором он может без затруднений выразить свою мысль. Одобрение создает благо¬приятный климат для межличностных отношений.

Основа одобрения — некатегоричная, объективная установка, противоположная критической, субъективной, чрезвычайно распространенной в нашей жизни.

Одобрение необязательно означает согласие с мыслями или действиями партнера. Это подтверждение того, что каждый может думать, чувствовать и поступать так, как считает правильным. Это признание права каждого на собственное мнение, как бы оно ни отличалось от нашего.

Одобрение — готовность выслушать другого. Оно означает, что мысли собеседника стоят нашего внимания, мы не будем перебивать их и вкладывать свой смысл.

Одобрение — положительная оценка партнера как личности со всеми ее достоинствами и недостатками.

Одобрение может быть выражено приветливостью, доброжелательностью, улыбкой. Это реально и тогда, когда на самом деле нет ни симпатии, ни теплоты. Именно в этом случае одобрение необходимо: чем меньше мы судим и критикуем собеседника, тем вероятнее его способность к самокритичности, честности и открытости. (Враждебность обычно возникает в общении с критичным и категоричным партнером.) Важно, чтобы одобрение было естественным, отражало внутреннюю установку. Неискренняя поза хуже, чем честное проявление нашего предубеждения против собеседника или его мнения.

Уровень одобрения может меняться в зависимости от ситуации. Чем выше этот уровень, тем выше эффективность общения. Для создания конструктивной установки по отношению к партнеру, встреча с которым не сулит ничего приятного, можно поступить следующим образом.

Накануне беседы уединитесь в кабинете, закройте глаза и постарайтесь представить положительный зрительный образ собеседника, более того — его теплое отношение к Вам. Соберите воедино все мысли о возможном продуктивном сотрудничестве, о взаимной поддержке. Такой аутотренинг значительно полезнее переживаний по поводу возможного конфликта, поскольку способствует созданию доброжелательной обстановки.

Самоодобрение. Одна из важнейших трудностей, препятствующих одобрению собеседников и эффективному общению с ними, — отсутствие согласия с самим собой, внутреннего одобрения.

Известно: чем меньше мы соглашаемся с чем-либо в себе, тем меньше мы одобряем это у других. Человеку, который стремится к совершенству и не мирится с собственными недостатками, трудно понять — и тем более принять — ошибки других. С другой стороны, чем больше мы приходим к согласию с собой, тем естественнее и охотнее одобряем других.

Одобрять себя не значит не видеть своих недостатков. Это значит относиться к себе реалистично, непредвзято. Понимание собственных недостатков позволяет более разумно относиться к таким же недостаткам у других и вызывает уважение окружающих.

Люди с оптимальным уровнем самоодобрения верны принципам в сочетании с гибкостью и умением изменить свое ошибочное мнение. Они способны:
-   действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других;
-   не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем дне; 
- умеют сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности, 
-   ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и положением; -  отстаивать свою правоту и соглашаться с мнением других; 
-  принимать похвалу и комплименты без притворной скромности; 
- способны оказывать сопротивление, говорить “нет”, понимать свои и чужие чувства, подавлять отрицательные порывы; 
- умеют находить удовольствие в любой деятельности (работа, игра, общение с друзьями, творческое самовыражение, отдых); 
- чутко относятся к нуждам других, соблюдают общепринятые социальные нормы; 
- умеют находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на недостатки.

Эмпатия. Это чуткость к другим, понимание их чувств и ответное выражение своего понимания этих чувств. Отличается от симпатии, апатии и тем более антипатии. Эмпатия как сопереживание противоположна и эгоистическому равнодушию, столь распространенному в жизни. Именно она и делает наше поведение социально приемлемым.

Эмпатическое общение состоит в передаче собеседнику чувства сопереживания к нему. Для этого используются приемы рефлексивного общения: уточнение, перефразирование, резюмирование. От такого приема, как отражение чувств, эмпатия отличается установкой. Первое пропускает чувства партнера через разум, эмпатия же — через чувства.
Эмпатия непроста для применения, однако эффективна. Когда нас понимают и разделяют наши чувства, не проявляя при этом желания анализировать наше поведение или судить нас, это создает условия для самовыражения и становления нас как личностей.

Эмпатия целесообразна в ситуациях с высоким эмоциональным напряжением; при разрешении конфликтов; при проведении переговоров; в управлении, торговле и т.п.

При эмпатическом обшении целесообразны примерно такие фразы.
-  “Я чувствую, что Вас кто-то обидел”.
-  “У меня ощущение, что Вы чем-то разочарованы”.

Подобные выражения способны вызвать отклик со стороны партнера значительно быстрее, чем равнодушные и категоричные.

Таким образом, эмпатия является одной из самых важных установок и приемов для совершенствования умения общаться и улучшения деловых отношений.

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий