среда, 6 апреля 2016 г.

Исследования агрессивности

Психологи называют агрессией «действия, которые направлены на причинение вреда другому человеку. Агрессия может проявляться словесно: в виде остроумного, но колкого замечания, ругани или крика. И физически: в форме крушения предметов, повреждения вещей, пообоев и даже убийств. 

Может агрессия также проявляться  косвенно, когда агрессор распускает сплетни, подшучивает над своим собеседником, раздражается...
 
Француз Лебон в своей достаточно известной книге «Толпа», опубликованной еще в 1895 году, отметил интересный факт: в массе людей средний человек обнаруживает худшие качества своей личности, чем вне скопления народа. В толпе человек становится недоверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален. Он даже способен вести себя на уровне животного. На первый взгляд, Лебон преувеличивает, однако множество экспериментов подтверждают суть его слов.

Сильнейшее впечатление произвело на меня исследование агрессии, которое провел в начале 60-х годов американский психолог Милгрэм. Исследование показало, насколько далеко может зайти большинство людей, слушаясь авторитетных людей. Заключалось оно в следующем.

Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцев приглашали принять участие в «научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Добровольцу говорили, что в ходе эксперимента тот будет выполнять роль «учителя» и его задача — читать
«ученику» пары слов, а затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово. Если «ученик» ошибется, «учителю» надо наказать его ударом электрического тока, постепенно повышая напряжение. Причем за каждую ошибку напряжение в сети должно увеличиваться на 15 вольт.

«Учителя» и «ученика» разделяла тонкая перегородка, так что «учитель» хорошо слышал все, что происходило за ней, но не мог видеть «ученика» во время обучения. Правда, перед началом процедуры их представляли друг другу.

До «урока» самого «учителя» сажали в ученическое кресло, и для пробы он получал удары током силой 15 и * 30 вольт. После того, как «учитель» убеждался, что ток по цепи действительно идет, а удары даже самого низкого уровня напряжения весьма чувствительны, начинался основной эксперимент.

Перед «учителем» находилась панель с кнопками, градуированными от 15 до 450 вольт. Цифра «300 В» выделялась красным цветом, рядом с ней стояла надпись «шок». Это обозначало, что такое напряжение смертельно опасно, поскольку вызывает состояние шока.

«Ученик» ошибался — и всякий раз получал от «учителя» в наказание более мощный удар тока. По мере того, как напряжение в сети росло, «ученик» вел себя все беспокойнее: ворчал, дергался в кресле, к которому был привязан ремнями, бил ногами по перегородке. Стонал, кричал. При напряжении больше 300 вольт он прекращал подавать признаки жизни: производить какие-либо звуки и отвечать на вопросы.

Конечно, многие добровольцы с самого начала отказывались участвовать в ужасном наказании другого человека. Но экспериментатор, не используя прямого принуждения, с помощью различных аргументов уговаривал их на протяжении всего исследования наносить удары током «ученикам» как можно дольше. Экспериментатор пользовался словами: «Пожалуйста, продолжайте» или: «Эксперимент удается и требует, чтобы вы продолжали», «Очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо». Дальше — по нарастающей: «Вы должны продолжать, у вас нет иного выхода», «Я требую!», «Я приказываю, чтобы вы продолжали». Если последняя фраза не помогала: вопреки увещеваниям «учитель»»прекращал наказания, эксперимент прерывался, и отмечалось то электрическое напряжение, до которого дошел «ученик».

На самом деле «ученик» никаких ударов током не получал. Скрытым маневром экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть. В роли «ученика» выступал специально подготовленный актер, который умело имитировал поведение человека, подвергаемого электрическим ударам разного напряжения.

Исследование Милгрэма, проведенное со многими американцами, дало обескураживающий результат: больше половины испытуемых-«учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450 вольт, т. е. попросту «убили» подопечных им «учеников», к которым, по предварительным опросам, не испытывали никакой антипатии! Кстати, ни один «учитель» не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 вольт.

Милгрэм объяснил это так: в течение жизни люди привыкают считать, будто вышестоящее лицо, которому они должны подчиняться, более ответственно и лучше знает ситуацию, чем они. Сами же «учителя» объяснили свое негуманное поведение следующими причинами.

Причина первая.
Попадание в ловушку. Эксперимент начинался вполне невинно, как рядовое исследование памяти. Испытуемые, повышающие напряжение, не имели барьера, подойдя к которому следовало остановиться. А потом «терять было уже нечего».

Причина вторая. Этикет ситуации. В ловушке испытуемые оказывались еще и потому, что заранее добровольно соглашались подчиняться требованиям экспериментатора. Для человека, давшего другому согласие что-то сделать, отказаться от обещания чрезвычайно неловко.

Причина третья.
Сила авторитета. В любом обществе или группе людей действуют свои убеждения, которые заранее оправдывают тех, кто им следует. Помните припев известной песни: «А значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» В исследовании Мил- грэма таким авторитетом, снимающим ответственность с «учителей», стал авторитет науки.

Когда тот же эксперимент проводился с изменением некоторых условий, обнаружилось, что на послушание добровольцев влияют пол, звание экспериментатора, а также наличие у него белого халата. Исследователям-женщинам, исследователям без докторской степени и без халата испытуемые подчинялись меньше. Значение имело и то, в помещении ли научного института происходили события.

Причина четвертая.
Смягчающие обстоятельства. В случае нахождения «учителя» и «ученика» в одном помещении и возможности видеть друг друга, послушание уменьшалось в два раза. Когда же «учитель» сам не должен был нажимать кнопки, а только давать распоряжение делать это помощнику, послушание увеличивалось до 93%. «Поразительно! — восклицал в свое время Милгрэм. — Насколько возрастает подчиняемость указаниям, если насилие совершается чужими руками!»

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий