вторник, 21 ноября 2017 г.

Геймификация и ораторское искусство

Но что здорово, так это то, что  в геймификации  я и для себя вижу новые горизонты. И мне хочется поделиться своими соображениями. Последние пять лет я занимаюсь бизнес-риторикой – ну зря я, что ли, филолог, в конце концов! Конечно, я придумываю множество игровых заданий на занятиях, в том числе и на  индивидуальных! 

О геймификации как явлении современной действительности можно прочитать в предыдущей статье.

Но  риторика предполагает и обучение ораторскому мастерству! И вот тут дело немного сложнее! 

Как обычно происходят занятия?! И чего люди ожидают? Кто-нибудь из вас был когда-нибудь на курсах ораторского мастерства? Как все обычно происходит? И чего люди хотят?  

Прежде всего, люди ждут, что им раскроют какие-то секреты, фишки, которые помогут им (как по волшебству) перестать волноваться и выступать уверенно и убедительно! Вот мы и даем на курсах такие фишки, и участники тут же пробуют их применять! То есть выступать перед другими как бы уже с фишками! Но, вот именно, что только КАК БЫ. Потому что, как показывает практика, только что полученные знания используются в лучшем случае на 10%.. 

Почему? Потому что  человек-то остался самим собой: со своими страхами и волнениями, со своей манерой держать себя и выражать свои  мысли. Все это вряд ли измениться  за три часа одного вечера, и даже за три вечера по три часа! Чтобы измениться, требуется куда больше усилий!  Вот и получается: он остался самим собой и как выступал, так и выступает с очень небольшими поправками. И то при  условии, что он способен услышать подсказку извне и как-то ее учесть! То есть получается, курсы эти помогают только тем, кто  и раньше выступал неплохо, и ему требовалась только небольшая коррекция, чтобы выступать лучше! А те, кто пришли с действительными проблемами, как правило, с ними и уходят! Потому что можно много узнать, КАК делать правильно, но это еще не означает, что ты начнешь делать ПРАВИЛЬНО!


Мы знаем, что существует мнение: чтобы научиться выступать – надо больше выступать!  И, на первый взгляд, это очевидно! Но разве, повторяя одно и то же действие с небольшими вариациями пусть даже  тысячи раз, можно получить новый результат?  Недаром китайцы говорят: хочешь получить что-то новое в жизни, начни делать то, что никогда не делал!
А как заставить человека делать то, что он никогда раньше не делал?!  Конечно, с помощью игры, задав условия, при которых ему нужно выполнять совсем другую, непривычную, необычную для него роль!  

Вот на последнем курсе публичных выступлений, я попросила какой-то небольшой текст произнести, как если бы это говорил… и далее предложила несколько ролей: Снежная Королева, политический деятель, пьяный дворник и т.д. Что Вы думаете? У людей шок! А как это?! Конечно, возможно, это просто была группа такая!  И, действительно, были у меня  группы, где это делалось с легкостью – ну, иначе бы я и не предложила такое упражнение. Но это было только упражнение! И поэтому далось оно не всем! 

А вот если бы это была Игра, где нужно было бы спасти принцессу и для этого  нужно выступить перед Кощеем, например, как Иванушка Дурачок или как-нибудь еще (я фантазирую сейчас), народу было бы гораздо проще справиться!  Как Вы думаете?!

Разумеется, роли здесь надо подобрать умеючи, чтобы люди получили определенные навыки выступления. Но чтобы это было как-то неявно, не так, чтоб сразу понятно: что вот, мол, мы сейчас отрабатываем то-то и то-то! Чтобы человек не отрабатывал, а играл!  И тогда он расслабится и в игре легко  почувствует, КАК это делается!  

Что интересно: есть масса игр по ведению переговоров, по совершенствованию навыков убеждения и аргументации – но я практически не встречала игр по развитию ораторского мастерства, не риторики, а именно навыков публичного выступления. Здесь они только-только появляются! 

И еще инсайты на сегодня. Я говорила вначале, что геиймификация –  это искусство извлечения всех забавных и увлекательных элементов игр и применения их в реальной или производственной деятельности,  это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач

И здесь обращаем внимание на слова «вовлечение аудитории». Обычно, чтобы привлечь аудиторию к нашему выступлению, чтобы активировать ее внимание используется множество примеров: шутка, риторические вопросы, история и пр. прочее. Но как-то никто не говорил про возможность использования  «забавных и увлекательных элементов игры» для вовлечения аудитории. Возможно, звучит даже как-то странно! А. между тем, если я кидаю мячик аудитории и предлагаю подобрать ассоциации к каким-то понятиям – то это элементы игры, которые действительно оживляют аудиторию и активируют ее внимание.

Я думаю, что здесь есть над чем поработать! Была бы только желание и время!

В заключение же хочется сказать, что геймификация еще принесет нам массу новых возможностей и открытий! И главное,  заставит на многое посмотреть с новой стороны и это хорошо, не правда ли?!

 Вот почему я приглашаю вас, друзья мои, на Олимпиаду Игр и Нетворкинга! Это такая возможность поиграть, получить удовольствие и пользу: игр будет много и все они чрезвычайно полезны! причем, игры будут самые разные: и бизнесовые, и для личностного роста, и для развития разговорных навыков! И мы с коллегой будем представлять новую нашу игру, развивающую, прежде всего, умение различать правду или ложь говорит вам собеседник! Согласитесь, полезный навык и в жизни и в бизнесе!

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!
 


Новости блога

Ваш email:
Ваше имя:
email рассылки

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SendPulse. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

2 комментария:

  1. Хорошая тема - ИГРА! Вот только словечки эти инородные: геймификация, аудитория, тренды, нетворкинг - фальшивые и ужасные, режут слух своей искусственностью и отрыврм от жизненной энергии. Даже такое распространённое слово, как реальность, зная его смысл, уже не хочется употреблять. Правильно говорили наши Предки - "всё сложное - ложное". Все непонятные слова только означают одно - отсутствие в них смысла изначального, поэтому и выглядят так страшно. Не-ТВОР-кинг = Нет Творчества. Про гей-миф-и-кацию и говорить не буду - один только первый слог чего стоит.
    Другое дело - русское слово ИГРА = И-Г-РА = И - РАвновесие, Г - Глаголить, РА - Свет. ИГРА = Глаголя в Равновесии, ПроСВЕТляешься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жизнь идет вперед, и язык изменяется вместе с нею!Появляются новые явления - появляются новые слова! Что толку плакаться о том, что уже ушло?!

      Удалить