пятница, 4 марта 2016 г.

Источники ошибочного восприятия других людей

Едва ли можно найти человека, который бы не совершал ошибок. Вопрос в том, чтобы эти ошибки не были роковыми, и в том, чтобы научиться извлекать из них уроки. Ибо еще древние поняли: “Глупец не тот, кто допускает ошибки, а тот, кто на них не учится” (Цицерон). Более полезно учиться на ошибках других -— когда это возможно. Признавая за собой право на ошибку, относитесь терпимо к другим людям.

Одной из серьезнейших трудностей в общении с партнерами является ошибочное, неадекватное их восприятие. Причин тому несколько:

Мнение других лиц. Положившись на мнение своих знакомых, мы рискуем оказаться в плену предубеждений — неважно каких, положительных или отрицательных. В одном случае можем приобрести явно ненадежного партнера, в другом — потерять перспективного партнера. И далеко не всегда возможно понять, что за этим стоит — чье-то субъективное мнение или действия конкурентов.

Первое впечатление.
Первое впечатление может быть верным. Но даже очень искушенный человек не застрахован от ошибки. Желание быстрее сориентироваться в ситуации, разобраться в партнере ведет к поспешности в суждениях и ошибкам в оценках. Это, безусловно, вредит нашим отношениям с людьми.


Внешний вид
. Несмотря на предупреждения типа “По одежке встречают, по уму провожают” или “Не все то золото, что блестит”, внешний вид очень важен. Лицо, фигура, одежда — все это активно влияет на наше восприятие. Внешне привлекательные люди расцениваются как более интересные, уравновешенные, общительные, хотя это никак не связано с их деловыми качествами. Внешне непривлекательные люди зачастую становятся жертвами наших предубеждений, получая несправедливо заниженные оценки.

Другая крайность — относиться к привлекательности с подозрением, усматривать в ней подвох. Действительно, внешний блеск может скрывать убогое содержание, вводить в заблуждением вызывать в конечном счете глубокое разочарование. По контрасту не очень красивые могут наделяться высокими нравственными или деловыми качествами. Излишне, однако, напоминать, что прямой причинно-следственной связи между внешностью и деловыми качествами нет.

Вспомним анекдот. В одной стране при раскопках нашли проволоку, и было объявлено, что обнаружен древний телеграф; в другой же стране при раскопках ничего не нашли, и было сделано заключение, что телеграф был беспроволочный.
Так есть смысл руководствоваться приведенными выше пословицами? Народная мудрость не слишком часто ошибается.

Стереотипы. Часто, очень часто мы оцениваем людей, основываясь на стереотипах — широко распространенных обобщениях, которые нередко мало или вообще никак не связаны с действительностью. Объектами стереотипов могут быть пол, национальность, количество и цвет волос, образование или отсутствие такового и т.д.

Примеры стереотипов разнообразны. “Толстый человек скорее всего добр”. “Человек с узкими губами — злой”. “В очках — интеллигент”. “Все женщины за рулем — угроза движению”. “Все молодые люди с длинными волосами — хиппи”. “Все финансисты скучны в общении” и т. д. Эти стереотипы вводят в заблуждение, от которого больше всех способен пострадать сам заблуждающийся, лишившись потенциального партнера.

Стереотипы возникают потому, что мы всегда ищем кратчайший путь к решению, путь наименьшего сопротивления. В итоге человек или ситуация оцениваются исходя не из их действительных качеств, а из предшествующего опыта оценивающего.

Стереотипы чаще всего возникают по отношению к тому, что или кого мы не любим или не знаем. Они ограничивают видение проблемы или человека. Самым худшим из стереотипов является предположение, что мы не можем изменить свою судьбу. Встав на эту точку зрения, человек по сути останавливается в своем развитии. В результате многих годами не посещают новые мысли.Если применение стереотипного мышления по отношению к другим лишь мешает их адекватному восприятию, то следование ему по отношению к собственной жизни может привести к роковым последствиям.

Гала-эффект (эффект ореола). Люди нередко склонны делать выводы и обобщения в рамках заданных установок или на основе лишь немногих признаков. Если одной половине аудитории показать фотографию мужчины и сообщить, что это “крупный ученый”, а второй половине сказать, что это “уголовник-рецидивист”, то обе половины “сработают” вполне в рамках этих установок и “найдут” все необходимые признаки принадлежности мужчины к тому или иному миру.

Встретив доброжелательного и общительного человека, мы способны приписать ему и другие положительные качества: ум, предприимчивость, деловитость. И наоборот, холодная и мрачная личность наделяется и прочими отрицательными характеристиками. Гала-эффект примитивизирует, упрощает видение мира. На самом деле человек, сидящий перед нами,
может обладать острым и глубоким умом, который мы пренебрежительно — и неосмотрительно — не разглядели за его непрезентабельной внешностью. Результат? Утраченные возможности.

Каждый человек, как и мир в целом, гораздо более сложен, глубок и противоречив, чем кажется. Упрощение других людей оборачивается против самого упрощающего. С другой стороны, переоценка партнера столь же опасна, поскольку сковывает воображение и инициативу.

Эмоциональное состояние.
В зависимости от эмоционального состояния мы по-разному воспринимаем мир и людей: эйфория способствует взгляду через розовые очки; мрачное настроение вызывает черное восприятие; чрезмерные энтузиазм или меланхолия способны ослепить человека. Оба состояния чреваты неадекватным подходом к партнеру: первое — чересчур благодушным, второе — слишком подозрительным и недоверчивым. Итог — недооценка трудностей и возможных подводных камней либо утрата потенциальных возможностей и самих партнеров.

Знание подводных камней поможет преодолеть поток. Будьте внимательны, общаясь, следите за своими реакциями, дабы не оказаться в плену предвзятости. Стремитесь к объективности, пусть даже достичь ее полностью невозможно!

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий